Информационно-аналитическое интернет-издание
"Продовольственная безопасность России"
» » » Насколько эффективны новые формы санконтроля объектов бизнеса в Казахстане
10:05 Воскресенье 0 200
25-06-2017, 10:05
В СНГ 200 0

Насколько эффективны новые формы санконтроля объектов бизнеса в Казахстане

Для снижения давления на бизнес количество разрешительных документов сокращено Минздравом на 92%, количество проверок по особому порядку - на 28%.
водятся новые формы контроля, которые уже дают свои результаты. Какими способами сокращено количество проверок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и насколько это эффективно, рассказал заместитель председателя комитета охраны общественного здоровья МЗ РК, главный государственный санитарный врач РК Жандарбек Бекшин.

По поручению правительства РК, для снижения давления на бизнес количество разрешительных документов сокращено с 81 до 7 видов. Внедрены альтернативные формы проверок, которые ранее не применялись санслужбой, такие как санитарно-эпидемиологический аудит, осуществляемый независимыми экспертами, камеральный контроль, закуп продукции на стадии реализации, продолжается разъяснительная работа по внедрению программ производственного контроля.
Для сокращения количества проверок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом полученного опыта нововведений разработаны новые критерии оценки степени рисков. Пересмотр подходов к формированию перечня эпидемически значимых объектов позволил сократить количество объектов, подлежащих контролю и надзору по особому порядку на 60% или на 28,5 тысяч объектов.

«Мы вводим новые формы контроля, в том числе без посещения объекта. К примеру, камеральный контроль. Данные таможенных органов по продукции, которая заходит в страну, анализируются и сопоставляются с данными комитета по техническому регулированию. Какая продукция прошла сертификацию? По итогам прошлого года в ходе такой работы нами выявлено 30 недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которыми было ввезено 46 тысяч партий продукции, которая не прошла процедуру подтверждения соответствия. Сейчас эта работа будет ставиться на электронное обслуживание, мы в режиме онлайн будем видеть всю ситуацию», - рассказал заместитель председателя комитета охраны общественного здоровья МЗ РК, главный государственный санитарный врач РК Жандарбек Бекшин.

Отбор продукции – второй вид контроля

«Нам выделяются бюджетные средства, на которые мы как посетители покупаем наиболее подозрительные и эпидзначимые продукты. Это позволит освободить от проверок добропорядочных предпринимателей. В случае выявления недоброкачественной продукции, назначается внеплановая проверка с целью выяснения причин загрязнения данной продукции. Начиная от производителя, заканчивая местом торговли. Такая работа уже дает свои результаты. В прошлом году нами было исследовано более 40 тысяч проб продукции. В результате 14,5% - не соответствовали требованиям санитарных норм. В 2015 году этот показатель составлял 26%», - отметил Ж.Бекшин.

Внедряются формы, популярные в странах ОЭСР: производственный контроль на принципах ХАССП (HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Point - анализ рисков и критические контрольные точки – прим.автора) для предприятий пищевой промышленности и отдельно для небольших предприятий, таких как общепиты, предприятия торговли. На базе Научно-практического центра санэпидэкспертизы и мониторинга в Алматы открыт для стран Центральной Азии и Казахстана Центр по обучению принципам ХАССП.
Проведена серьезная работа по пересмотру критериев оценки риска. Сейчас они делятся на объекты высокой эпидемиологической значимости. Сюда относятся объекты высокой (проверяются 2 раза в год) и средней (1 раз в год) значимости. Количество проверок резко уменьшилось.
По словам Ж.Бекшина, это мелкие объекты, группы незначительной эпидемиологической значимости: кафе, тандырные, мини-кафе, бистро мощностью менее 50 посадочных мест, объекты торговли продовольственными товарами менее 50 квадратных метров. В дальнейшем планируются выводиться и такие объекты, как гипермаркеты.

«Потому что в рамках внедрения новой формы контроля, как отбор продукции, в случае, если будут признаки порчи товаров, мы будем выявлять причину. Или это производитель некачественно выпускает, или во время транспортировки ухудшается качество продукции, или же в процессе хранения на объекте торговли. Также к ним будут относиться парикмахерские, салоны, бани, сауны. Мы будем проводить работу в формате внеплановых проверок при обращении населения. Такие объекты, как родильные дома, хирургические стационары, будут проверяться 2 раза в год. В менее значительные объекты мы будем заходить один раз, будем проверять, при выявлении нарушения, будут даваться санитарные предписания с конкретным сроком по устранению. В формате внеплановой проверки будет проверяться выполнение этого предписания», - добавил спикер.

Объекты, находящиеся на рынках, будут контролироваться только при поступлении жалоб, обращений населения. С этими объектами сейчас проводится профилактическая работа: занятия с руководителями, чтобы они больше занимались самоконтролем, раздаются памятки, инструктивные материалы, методические указания.

«Вплоть до того, как проверять качество прохождения медицинского осмотра, его достоверность. Вы видите, какая сейчас конкуренция, поэтому многие предприниматели сами заинтересованы в том, чтобы их объекты были достойными. Если будут жалобы, мы будем принимать меры и доводить информацию до населения. Тогда народ будет, как принято говорить, голосовать ногами – не посещая их», - уверен Ж.Бекшин.«Если в 1970-х годах численность службы составляла 9,5 тысяч человек, сейчас около 2 тысяч. Возможности вести тотальный контроль у нас нет. Поэтому в основу ставится профилактика и просветительская работа. Такой формат есть во многих развитых странах», - подчеркнул главный санитарный врач страны.

Проведенная инвентаризация подконтрольных объектов привела к дальнейшему сокращению количества проверок по особому порядку, запланированных на второе полугодие текущего года, на 8,5 тысяч (28%).
Главный госсанврач РК Жандарбек Бекшин рассказал о проводимой в рамках проекта «Дерегулирование» работе по оптимизации требований санитарных правил, по итогам которой более чем в 10 раз сокращено количество санитарных правил (с 700 до 67). Количество требований в них сокращено с одиннадцати до четырех тысяч, что продиктовано необходимостью внесения поправок в связи с внедрением современных технологий, которые позволят обеспечить безопасность и качество, и этот процесс постоянный.
В настоящее время уже переутверждены 5 санитарных правил из 20 планируемых, по которым комитетом оптимизировано около 200 требований, исключены 124 устаревших не применяемых требований, не влияющих на безопасность. Упразднены скрытые государственные услуги.
Сокращены порядка 25% информационных инструментов, таких как ведение различного рода журналов, маркировка уборочного инвентаря, предоставление информаций. Исключение неэффективной отчетно-учетной документации позволит субъектам бизнеса сосредоточиться на основной производственной деятельности.
В целом количество проверок за последние три года сокращено в 3 раза, а выдача разрешительных документов в 5 раз.
Принятие оптимизированных санитарных правил позволит: улучшить качество оказания услуг; снять административные барьеры для развития частного сектора; облегчить доступ бизнеса к реализации проектов государственного частного партнерства, в т.ч. в сферах здравоохранения и образования, повысить мотивацию предпринимателей к внедрению производственного контроля (самоконтроля) и конкурентоспособность, качество продукции, что в конечном итоге приведет к повышению ответственности предпринимателей.
Дерегулирование бизнеса будет проходить без снижения уровня безопасности и комфорта населения, с учетом соблюдения баланса интересов государства, предпринимательства и потребителей. В заключении главный госсанврач отметил, что для обеспечения контроля, волнующих население объектов, выведенных из контроля, комитету необходима постоянная обратная связь с населением. Для этого будет работать сайт комитета (kooz.mz.gov.kz) c разделами территориальных подразделений, во всех территориальных подразделениях созданы общественные приемные. Действуют консультационные центры, телефоны «горячей линии», организуются акции «День открытых дверей», ведется прием граждан.


Загрузка...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.